"Сандуғаш"Естай. Сәулежан Тағзияұлы

Слушать песню "Сандуғаш"Естай. Сәулежан Тағзияұлы:

Скачать песню "Сандуғаш"Естай. Сәулежан Тағзияұлы:


Песня "Сандуғаш"Естай. Сәулежан Тағзияұлы



Творчество Естая является завершением традиции любовной лирики серэ – музыкантов-наследников воинских братств древности. Любовь к Хорлан –идеальная, возвышенная и вместе с тем очень чувственная – стала основной темой творчества Естая. Но в его жизни была и другая любовь…

Быть может две песни Естая – «Майда қоңыр» и «Сандугаш» – посвящены одной девушке? Как бы то ни было, в творчестве Естая отразились два типа любви – страстная любовь к Хорлан и детская любовь-дружба к забытой Кулмай. Впрочем, песня «Сандугаш», как и многие другие песни Естая, имела второй вариант текста. Современник Естая певец по имени Жумахан рассказывал своему ученику, певцу Кариму Баймуратову из Чубартауского района ВКО, что когда-то он поехал в гости к Естаю. Тот как обычно исполнил свои лучшие песни, посвященные Хорлан. Жена Естая обратилась к гостю: «Я так устала, он с утра до вечера оплакивает свою Хорлан, забери Естая, отвези к этой Хорлан!» Через год или два появилась песня «Сандугаш», тогдашний текст содержал обращение певца к жене: «Коңілім аспанда сандұғаштай» – «Моя душа как птица стриж летает в небе», но ведь мы прожили эту жизнь вместе с тобой, так не обижайся на меня. Быть может это объясняет грусть песни.

Название песни Естая «Сандугаш» переводится как «стриж». Стриж упоминается в тексте всего один раз, в первой строке «Сал кеуде сандұғаштай сайрап тұрған» – «Душа музыканта-сала, поющая как стриж». Как известно, эта птица похожа на ласточку, но крупнее. В казахской мифологии стриж, в отличие от ласточки, особого символизма не имеет. В природе стрижи могут находиться в беспрерывном полете 2-3 года, пролетая за это время до полумиллиона километров. Стрижи абсолютно беспомощны на земле и приземляются они только для того, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Может быть именно любовь стрижа к полету и его неприспособленность к земной жизни были близки Естаю?Музыкальную мысль песни Естая «Сандугаш» можно выразить так. Естай рассказывает птице о своей жизни, печалится о недостижимой мечте. Он как бы призывает птицу в день Страшного суда стать свидетелем его честно и трудно прожитой жизни. И в этой связи вспоминается курдская легенда о разбойнике и кеклике. Разбойник много дней сидел в засаде, но путники, которых он мог бы ограбить, не появлялись. Наконец на дороге показался одинокий путник, разбойник напал на него. Но оказалось, что его жертва – нищий юноша, возвращающийся с учебы домой, а в заплечном мешке лишь книги. Ни денег, ни драгоценностей! Разбойник страшно разозлился и решил убить юношу. Напрасно тот взывал к милосердию, рассказывал о своей матери-вдове, которая много лет трудилась без устали, чтобы поднять сына, а теперь на старости лет лишится кормильца. Разбойник был неумолим. Оглянувшись в надежде на помощь, юноша увидел лишь кеклика. «Кеклик, будь свидетелем, я невиновен, этот человек убил меня!» – воскликнул несчастный.

Прошли годы. Разбойник бросил свое ремесло и стал воином-наемником. Поскольку он был храбрецом и отлично владел оружием, то быстро добился успеха, сделал карьеру при дворе султана. Свое прошлое он скрывал. Однажды во дворце султана праздновали очередную победу. Все восхваляли героя дня – бывшего разбойника. В пиршественный зал внесли блюдо из кеклика. Захмелевший от вина и похвал разбойник расхохотался и сказал, обращаясь к поданной на стол птице: «Вот и свидетель, ну-ка расскажи всем обо мне!» Султан услышал эти слова и стал настойчиво расспрашивать разбойника. Тот протрезвел и стал отнекиваться. Но султан не отступался, и разбойник, не сумев придумать ничего убедительного, рассказал, как было дело. Тут же султан приказал страже арестовать и казнить разбойника.

Кстати, у казахов есть похожая сказка. В сказке невинная жертва просит стать свидетелем траву перекати-поле. В традиционном мировоззрении памятью, способностью свидетельствовать обладает не только вечные стихии – камень и вода, но и животные, и растения. И вот Естай в песне «Сандугаш» как бы просит рожденного лишь для полета стрижа быть свидетелем его жизни. Так объяснял песню Естая Таласбек Әсемқұлов – Таласбек Асемкулов. Карим Баймуратов (в романе Полдень Шерим) вспоминает своего учителя Жумакана.
Полный текст http://otuken.kz/qq-6/
Поет Сәулебек Тағзияұлы. Камера Khadisha Assemkulova . Ербол Алшынбай, спасибо за этот день.


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*